С
первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не
просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс
социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на
потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно
и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его
линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или
иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и
период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования
культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других
функций и качеств.
Культурно-гигиенические
навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли.
Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим
трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если
ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки,
ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не
слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо
помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать
шнурки : Мама это сделает лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на
помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости
прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция:
"Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
Для
того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в
правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые
усилия.
Так
для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить
начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь
уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам
он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом
формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость,
организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость,
самостоятельность.
Выполнение
культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического
вкуса.
Так,
девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась,
когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении
бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его
внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает
свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет
неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается
критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок
постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Освоение
культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием
дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям
человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего
эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит,
хороший, не нравится, значит, плохой.
В
четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия
"хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей
и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно
оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано
с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные
чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они
сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно.
В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия,
что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить
одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.
И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит
нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать
удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой.
Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный:
"Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
Дети
3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых
за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю
надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует
появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение
правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка
в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить
поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с
большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное
требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.
Пути формирования КГН.
- Формирование КГН совпадает с основной линией
психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и
соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с
помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой
ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в
соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает
коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок,
застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об
этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате
обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для
ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
- По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от
соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую
ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры.
В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде
всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по
отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально
развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие
словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он
старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить
формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты
всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей
дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских
игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
- КГН
связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку
вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш
научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать
последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом
сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях
одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение
единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их
группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы
поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам,
начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих
вещей, за порядком.
Таким
образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более
сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание
|