Многие
философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место
здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье:
...с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять
все...
Искусство
долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за
своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь
именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его
физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно
наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня
является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового
образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях
физическими упражнения.
Данные
разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых
дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей,
поступающих в школу.
"Здоровый
ребенок дошкольного возраста - это жизнерадостный, активный, любознательный,
устойчивый к неблагоприятным внешне средовым факторам, выносливый и сильный, с
высоким уровнем физического и умственного развития".
Поэтому
так важно создание в ДОУ всех необходимых санитарно- гигиенических и
психолого-педагогических условий, внедрение оздоровительных технологий.
Мы
знаем, что в группах проводятся разные формы физического воспитания детей:
Утренняя гимнастика. Физкультурные занятия (традиционные).
Физкультурные
занятия (нетрадиционные: сюжетно-ролевые, игровые, на основе подвижных игр,).
Физкультурные развлечения и досуги Спортивные праздники.
Подвижные
игры и физические упражнения на прогулке. Спортивные упражнения на тренажерах.
Физкультминутки.
Физкультурные
паузы между занятиями. Дыхательные и другие корригирующие упражнения. В
настоящее время для повышения двигательной активности детей, совершенствования
координации движений, укрепления вестибулярного аппарата на физкультурных
занятиях используют упражнения на степах и фитболах. Такие занятия понижают
утомляемость; улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля. А
фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на
детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и
эмоционально раскрепощает детей
Особое
внимание в режиме дня детского сада должно уделяться закаливанию организма
ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению
заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Какие виды
закаливания используют в ДОУ: -соблюдение температурного режима в течение дня;
-
правильная организация прогулки и её
длительности;
- соблюдение
сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья
детей;
-
облегченная одежда для детей в детском саду;
-
сон в трусах; (если позволяет температура)
-
дыхательная и бодрящая гимнастика после сна;
-
релаксационные упражнения,
-
мытьё прохладной водой рук по локоть,
-
полоскание рта прохладной водой;
- комплекс
контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки);
- босохождение
по массажным коврикам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы.
В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи
стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он
стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая
устойчивость всего организма.
-элементы точечного
массажа и пальчиковые упражнения -обеспечение чистоты среды (люстра Чижевского,
кварцевание)
- массаж
биологически активных точек. Этот вид массажа одобрен и разрешен к применению
приказом Минздрава №1346 от 10.10.86 года. Данный массаж рекомендуется
проводить с детьми подготовительной группы в игровой форме, используя в
основном растирающие и поглаживающие приемы, поскольку найти нужную точку детям
трудно.
- «минутки
здоровья», которые можно провести перед занятием, перед прогулкой, приемом
пищи. Продолжительность их невелика (2-3) минуты, а оздоровительный эффект
большой. Желательно, чтобы они сопровождались легко запоминающими стихами.
«Минутки здоровья» включают в себя массажи, самомассажи, упражнения на
коррекцию зрения, упражнения на растягивание позвоночника.
Для оздоровительной работы в детском саду
используется также:
- фитотерапия:
зимой и ранней весной детскому организму не хватает витаминов, поэтому в рацион
питания рекомендуется включать витаминные сборы и чаи, укрепляющие настои,
которые являются важным средством для поднятия защитных сил организма.
-
кислородный коктейль.
Для профилактики ОРВИ и
гриппа в группах под контролем медицинской сестры и врача можно проводить
следующие оздоровительно- профилактические мероприятия:
-полоскания горла настоями
антисептических трав (шалфей, эвкалипт, календула)
-аэрация групп мелко нарезанным
чесноком и луком, -чесночно-лимонный настой перед обедом и ужином -аскорбиновая
кислота 1 драже 2 раза в день, (в течение 2 недель) -сироп корня солодки
(подготовительным детям) 7 дней
-
ношение медальона со свежими дольками чеснока.
- ароматерапия:
использование аромалампы с эфирными маслами фенхеля, пихты, аниса, мяты,
лаванды применяется для профилактики и расстройств нервной системы и
хронических заболеваниях органов дыхания. Лучше проводить такие сеансы во время
занятий пением, поскольку при пении активно работает вся дыхательная система
ребенка. Масла или травяные подушечки с хвоей сосны, лепестками душицы, герани
,мяты, лаванды , помещенные в спальне способствуют быстрому засыпанию детей,
благоприятно воздействуют на их сон и состояние здоровья. Все эти сеансы
проводятся с детьми старших и подготовительных групп под наблюдением медсестры.
-музыкотерапия. Она
воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка и выступает
регулятором жизненных ритмов: пульса, дыхания, моторики. При использовании
музыки следует помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и
громкости на психическое состояние детей. Музыкотерапия широко используется для
оформления фона занятия для релаксации, помогает установить контакт с детьми.
Говоря об оздоровительных
технологиях в детском саду, нельзя не остановиться на роли комнатных растений
для оздоровления окружающей среды. В ДОУ фитодизайн помогает сохранить здоровье
дошкольников. Исследования показали, что комнатные растения способны удалять из
атмосферы замкнутых пространств все летучие соединения вредные для человека.
Кроме того, растения выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что
особенно важно во время отопительного сезона. Каждое растение в качестве живого
фильтра эффективно по-своему.
Большое
количество закаливающих процедур и оздоровительных технологий можно
использовать в своей работе. Каждый педагог выбирает для своих детей наиболее
эффективные, которые окажут положительное воздействие на детей, сохранят их
здоровье , повысят сопротивляемость организма к инфекциям и благоприятно
скажутся на психосоматическом состоянии ребенка.
|